Повышенные учебные нагрузки — это одна из самых острых и обсуждаемых тем, связанных с обучением в школе. О причинах и симптомах перегруженности, о реакции родителей на усталость и нервозность ребенка, о грамотных способах решения проблемы рассказала медицинский психолог консультативно-диагностического центра Морозовской детской городской клинической больницы Татьяна Мачурина.
Увеличенные объемы школьной нагрузки, с которыми сталкиваются современные дети, давно являются поводом для дискуссий. Тестовые задания, итоговая аттестация, единый государственный экзамен — это лишь часть образовательной программы, требующей от школьника длительной подготовки и максимальной старательности. С возросшей нагрузкой сталкиваются не только учащиеся старших классов, но и дети младшего возраста. Объемы знаний, которые нужно усваивать ребенку, не всегда соответствуют его психологической готовности.
Причины и симптомы перегрузок
Факторы, способные спровоцировать сложности, можно разделить на биологические и психологические.
В первом случае речь идет об индивидуальных медицинских особенностях. Если во время беременности диагностируется гипоксия или же в процессе родов происходит травма центральной нервной системы, маленький ребенок с большей вероятностью столкнется с проблемами в обучении. У него могут наблюдаться признаки гиперактивности, дефицита внимания, повышенной утомляемости, слезливости, раздражительности.
К психологическим факторам относится неблагоприятная психологическая обстановка дома, а также педагогические ошибки родителей, связанные с отсутствием у дошкольника режима дня и зоны личной ответственности (убрать игрушки, застелить кровать). Также следует помнить, что для детей начальных классов крайне важна фигура взрослого: сначала — родителей, затем — учителя или тренера, которые вызывают у него симпатию и уважение. Стремясь понравиться тому, кто вызывает авторитет, ребенок не всегда контролирует объем нагрузок и рискует столкнуться с переутомлением.
У детей старшего возраста часто причиной перегруженности является родительское давление, связанное с чрезмерными ожиданиями и проекциями, из-за чего к ребенку предъявляются повышенные требования. Постоянно сталкиваясь с критикой и ощущением того, что успехи и неудачи — мерило любви к нему, подросток становится замкнутым и подавленным.
Другая причина, способная вызвать аналогичные проявления, — это коммуникационные проблемы со сверстниками и учителями.
Эффективная помощь ребенку
Детям младших классов лучше всего помогают поддержка, терпение и похвала. Следует помнить, что за исключением случаев задержки психического развития, снижающих саморефлексию, ученики начальной школы искренне стремятся к хорошим оценкам. Более того, дети с признаками гиперактивности нередко обладают высоким интеллектом, но из-за проблем с концентрацией внимания возникает ложное ощущение сниженной обучаемости. В действительности они нередко показывают хорошие умения в математике, а проблемы испытывают с письмом или речью, требующими усидчивости и внимания. В этом случае большое значение имеет профессионализм педагогов, которые должны заметить существующие особенности и раскрыть способности ребенка.
В отношении детей старшего возраста главный совет родителям: отделять свои желания от интересов ребенка и расставлять приоритеты. Кружки и секции должны быть выбраны с учетом индивидуальных особенностей ребенка: если он флегматичный, то следует переключиться на лепку, музыку, рукоделие, художественные или математические кружки. Если подросток активен и общителен — театральные студии, командные виды спорта. Дополнительная рекомендация: разделять виды занятий. Если ребенок половину дня просидел за партой, то наиболее полезна деятельность, предполагающая физическую активность.
Также не стоит забывать, что в большинстве случаев дети переутомляются из-за отсутствия баланса между основной учебой и дополнительными занятиями. Например, если ребенок профессионально тренируется, разумно перевести его в школу со спортивным уклоном.
Кроме того, развеять возможные сомнения и найти нужные ответы всегда может помочь школьный психолог.
Цифры и факты
Все школьники проходят через критические возрастные периоды, связанные с важными изменениями в их привычной жизни. В это время взрослые должны быть особенно внимательными, чуткими и бережными в коммуникации со своими детьми, тогда их психика успешно справится с психологическими сложностями:
6 — 7 лет — переход из одной социальной группы в другую,
13 — 14 лет — вступление в период пубертата, гормональная перестройка.
Важнейший этап восстановления организма — сон. Вечером надо ограничить эмоциональные нагрузки, выработать успокаивающие «ритуалы» (чтение, беседа с близкими), ложиться спать в одно время. Грамотно организованный день положительно влияет на самочувствие и успеваемость.
Источник: Московская медицина.Cito